Вера надежда любовь когда праздник

Вера, Надежда, Любовь и мать их София – святые мученики Православной Церкви. Подробнее об их житии, иконах и молитвах Вы сможете выяснить, прочтя статью!

Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София – дни памяти 30 сентября

Царь задал вопрос мать Софию, как кличут ее дочерей и какое количество им лет.

Святая София отвечала:

– Имя первой моей дочери Вера, и ей двенадцать лет; вторая – Надежда – имеет десять лет, а третья – Любовь, коей всего девять лет.

Вера, Надежда, Любовь и мать их София

В царствование императора Адриана жила в Риме вдова, родом итальянка, по имени София, что переводится как премудрость. Она была христианка, и сообразно своему имени, жизнь свою вела благоразумно – по той премудрости, которую восхваляет Апостол Иаков, говоря: мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, позднее мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и хороших плодов 1 (Иак.3:17). Сия премудрая София, живя в честном супружестве, родила трех дочерей, коим нарекла имена, соответствующие трем христианским добродетелям: первую дочь назвала она Верою, вторую – Надеждою, а третью – Любовью. Да и что иное имело возможность произойти от премудрости христианской, как не Всевышнему угодные добродетели? Фактически сразу после рождения третьей дочери София лишилась супруга. Оставшись вдовой, она продолжала жить благочестиво, угождая Всевышнему молитвою, постом и милостынею; дочерей же своих она воспитывала так, как может сделать это премудрая мать: она старалась их приучить проявлять и в жизни те христианские добродетели, имена коих они носили.

По мере того как дети росли, возрастали в них и добродетели, они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах. Повинуясь святой и богомудрой матери своей, они преуспевали во всем и восходили от силы в силу. А так как они были весьма красивы и благоразумны, то на них скоро все начали обращать внимание.

Слух об их премудрости и красоте распространился по всему Риму. Услыхал о них и глава области Антиох и захотел их видеть. В то время, когда он увидел их, тотчас же убедился, что они – христианки; по причине того, что они не желали скрывать своей веры во Христа, не сомневались в надежде на Него и не ослабевали в своей любви к Нему, но открыто пред всеми прославляли Христа Господа, гнушаясь богомерзкими идолами языческими.

О всём этом Антиох известил царя Адриана, и тот не замедлил сейчас же послать слуг своих чтобы они привели дам к нему. Делая царское повеление, слуги отправились в дом Софии и в то время, в то время, когда пришли к ней, то увидали, что она занимается поучением дочерей своих. Слуги заявили ей, что царь кличет к себе ее вместе с дочерьми. Уразумев, с какою целью кличет их царь, они все обратились к Всевышнему с такою молитвою:

– Всесильный Боже, сотвори с нами по Твоей святой воле; не покинь нас, но пошли нам Твою святую помощь, чтобы сердце наше не устрашилось гордого мучителя, чтобы не убоялись мы страшных его мучений, и не пришли в кошмар от смерти; пускай ничто не отторгнет нас от Тебя, Всевышнего нашего.

Сотворив молитву и поклонившись Господу Всевышнему, все четверо – мать и дочери, взяв друг друга за руки подобно сплетенному венку, пошли к царю и, частенько взирая на небо, с сердечным воздыханием и тайною молитвою вручали себя помощи Того, Кто повелел не беспокоиться убивающих тело, души же не могущих убить (Мф.10:28). В то время, в то время, когда подошли они к царскому дворцу, то осенили себя крестным знамением, говоря:

– Помоги нам, Боже, Спаситель наш, прославления для Твоего святого Имени.

Их ввели во дворец, и они предстали пред царем, который горделиво восседал на своем троне. Увидев царя, они воздали ему подобающую честь, но стояли пред ним без всякой боязни, без всякого трансформации в лице, с мужеством в сердце и замечали на всех весёлым взором, как как будто бы бы бы они призваны были на пир; с такою эйфорией явились они к царю на истязание за Господа своего.

Видя их благородные, броские и бесстрашные лица, царь начал задавать вопросы, какого именно как раз они рода, как из кличут и какова их вера. Будучи премудрою, мать отвечала так благоразумно, что все присутствующие, слушая ее ответы, дивились такому ее разуму. Упомянув кратко о своем происхождении и имени, София начала сказать о Христе, Коего происхождение разъяснить никто не может 2. но Имени Коего должен поклоняться любой род 3. Она открыто исповедала свою веру в Иисуса Христа, Сына Божия и, назвавши себя Его рабою, прославляла Его Имя.

– Я христианка, – сказала она, – вот то драгоценное имя, коим я могу похвалиться.

Наровне с этим она объявила, что и дочерей своих обручила она Христу, дабы нетленную свою чистоту они сохранили для нетленного Жениха – Сына Божия.

Тогда царь, увидав пред собою столь мудрую женщину, но не не смотря на то, что вступать с ней в продолжительную беседу и делать выводы ее, отложил это дело до другого времени. Он послал Софию вместе с дочерьми к одной знатной женщине, по имени Палладии, поручив ей следить за ними, а через три дня представить их к нему на суд.

Живя в доме Палладии и имея в своем распоряжении не мало времени для научения своих дочерей, София утверждала их в вере дни и ночь, поучая вдохновенными от Всевышнего словами.

– Дочери мои возлюбленные, – сказала она, – на данный момент время вашего подвига, на данный момент настал дни уневещения вашего бессмертному Жениху, теперь-то вы сообразно именам вашим должны продемонстрировать веру твёрдую, надежду несомненную, любовь нелицемерную и вечную. Настал час торжества вашего, в то время, в то время, когда мученическим венцом вы начнёте венчаться с прелюбезным Женихом своим и с великой эйфорией войдете в пресветлый Его чертог. Дочери мои, для данный чести Христовой не жалейте юной вашей плоти; не жалейте красоты вашей и молодости, для Краснейшего добротою более сыновей человеческих, и для жизни вечной не скорбите о том, что лишитесь данный жизни временной. По причине того, что ваш небесный Возлюбленный, Христос, имеется вечное здравие, несказанная красота и жизнь нескончаемая.

И в то время, в то время, когда тела ваши для Него будут замучены до смерти, Он облечет их в нетление и раны ваши сделает броскими, как звезды на небе. В то время, в то время, когда красота ваша будет чрез муки за Него отнята от вас, Он украсит вас небесною красотою, коей глаз человеческий никогда не видел. В то время, в то время, когда же лишитесь вы временной жизни, положив души за Господа своего, то Он наградит вас жизнью нескончаемой, в коей прославит вас во веки пред Отцом Своим небесным и пред Его святыми ангелами, и все небесные силы нарекут вас невестами и исповедницами христовыми. Вас восхвалят все преподобные, о вас возвеселятся умные девы и примут вас в свое общение. Дочери мои дорогие! не разрешайте соблазнить себя красотами вражьими: по причине того, что, как я думаю, царь будет расточать вам ласки и сулить большие подарки, предлагая вам славу, богатство и честь, всю красоту и сладость этого тленного и суетного мира; но вы не возжелайте ничего подобного, по причине того, что всё сие, как дым исчезает, как пыль ветром разметается и как цвет и трава засыхает и обращается в землю.

Не устрашайтесь, в то время, в то время, когда увидите лютые мучения, по причине того, что, пострадав мало, вы победите врага и восторжествуете на веки. Верю в Всевышнего моего Иисуса Христа, верю, что Он не оставит вас страждущих во имя Его, по причине того, что Он Сам сказал: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис.49:15), неотступно Он пребудет с вами во всех ваших муках, взирая на ваши подвиги, усиливая немощи ваши и уготовляя вам в приз венец нетленный. О, дочери мои прекрасные! вспомните мои болезни при рождении вашем, вспомните труды мои, в коих я вскормила вас, вспомните слова мои, какими я учила вас страху Божию, и утешьте мать вашу в ее старости вашим хорошим и мужественным исповеданием веры во Христа. Для меня будет торжество и радость, и честь, и слава среди всех верующих, если удостоюсь я именоваться матерью мучениц, если я увижу ваше доблестное за Христа терпение, твёрдое исповедание Его Святого Имени и смерть за Него. Тогда душа моя возвеселится, и дух мой возрадуется, и старость моя подкрепится. тогда и вы станете воистину моими дочерьми, если, послушав наставления своей матери, начнёте стоять за Господа своего до крови и погибнете за Него с усердием.

Выслушав с умилением такое наставление своей матери, дамы испытывали сладость в сердце и радовались духом, ожидая времени мучения как брачного часа. По причине того, что будучи святыми ветвями от святого корня, они желали всею душою того, к чему наставляла их премудрая их мать София. Они принимали к сердцу все ее слова и приготовляли себя к подвигу мученичества, как как будто бы бы планировали в броский чертог, ограждая себя верою, укрепляясь надеждою, и возжигая в себе пламя любви ко Господу. Ободряя и утверждая друг друга, они давали слово матери своей все ее душеполезные советы осуществить при помощи Христа в конечном итоге.

В то время, в то время, когда настал третий дни, они приведены были к преступному царю на суд. Думая, что они легко смогут послушаться его соблазнительных слов, царь начал так сказать к ним:

– Дети! видя вашу красоту и щадя вашу молодость, я советую вам, как отец: поклонитесь всевышним, властителям вселенной; и если вы послушаете меня и выполните то, что вам приказано, то я назову вас своими детьми. Я призову глав и правителей и всех моих советников и при них заявлю вас своими дочерьми, и вы от всех начнёте пользоваться похвалою и почетом. А если вы не послушаете и не выполните моего повеления, то причините себе великое зло, и старость матери своей огорчите, и сами погибнете в то время, в то время, в то время, когда бы имели возможность более всего радоваться, живя легкомысленно и весело. По причине того, что предам я вас лютой смерти и, раздробив члены тела вашего, кину их на съедение псам и станете вы попираемы всеми. Итак для вашего же собственного блага послушайте меня: по причине того, что я обожаю вас и не только не хочу губить красоты вашей и лишить вас данный жизни, но желал бы стать для вас отцом.

Но девы святые единогласно и единодушно отвечали ему:

– Отец наш – Всевышний, на небесах живущий. Он промышляет о нас и нашей жизни и милует наши души; мы хотим быть Им любимыми и желаем называться Его настоящими детьми. Поклоняясь Ему и храня Его повеления и заповеди, на твоих всевышних плюем, а твоей угрозы не опасаемся, по причине того, что мы того только и желаем, чтобы мучиться и переносить неприятные мучения для сладчайшего Иисуса Христа, Всевышнего нашего.

Услыхав от них такой ответ, царь задал вопрос мать Софию, как кличут ее дочерей и какое количество им лет.

Святая София отвечала:

– Имя первой моей дочери Вера, и ей двенадцать лет; вторая – Надежда – имеет десять лет, а третья – Любовь, коей всего девять лет.

Царь был весьма удивлен, что при таком юном возрасте они владеют мужеством и разумом и смогут так отвечать ему. Он начал снова принуждать каждую из них к нечестию своему и вначале обратился к старшей сестре Вере, говоря:

– Принести жертву великой богине Артемиде.

Но Вера отказалась. Тогда царь велел раздеть ее до нага и бить ее. Мучители, нанося ей удары без всякого милосердия, говорили:

– Пожри великой богине Артемиде.

Но она без звучно терпела страдания, как как будто бы бы били не по ее телу, а по чужому. Не достигнув никакого успеха, мучитель повелел отрезать ее девические сосцы. Но из ран вместо крови потекло молоко. Все замечавшие на мучение Веры дивились сему чуду и терпению мученицы. И, покачивая головами, втайне укоряли царя за его сумасшествие и жестокость, говоря:

– Чем эта красивая дама согрешила, и за что так страдает? О, горе сумасшествию царя и его зверской жестокости, бессердечно губящей не только старцев, но помимо этого и малых детей.

По окончании этого была принесена железная решетка и поставлена на сильном огне. В то время, в то время, когда она раскалилась, как тёплый угол. и от нее летели искры, то положили на нее святую даму Веру. Два часа лежала она на данный решетке и, взывая ко господу своему, нимало не опалилась, что всех привело в удивление. Затем она была посажена в котел, стоящий на огне и наполненный кипящей смолою и маслом, но и в нем осталась невредимою, и сидя в нем, как бы в прохладной воде, воспевала Всевышнего. Мучитель, не зная, что еще сделать с нею, чем бы он имел возможность ее отвратить от веры Христовой, приговорил ее к усечению мечом.

Услыхав данный решение суда, святая Вера исполнилась эйфории и сказала матери своей:

– Помолись за меня, мать моя, чтобы мне окончить шествие мое, дойти до желанного конца, подметить возлюбленного Господа и Спасителя моего и насладиться лицезрением Его Божества.

А сестрам сказала:

– Помните, любезные мои сестры, Кому мы дали обет, Кому уневестились; вы понимаете, что мы запечатлены святым крестом Господа нашего и неизменно должны помогать Ему; посему претерпим до конца. Одна и та же мать родила нас, одна воспитала и научила нас, посему и мы должны принять однообразную смерть; как единоутробные сестры, мы должны иметь одну волю. Пускай буду я для вас примером, дабы и вы шли об за мною к призывающему нас Жениху нашему.

По окончании этого она поцеловала свою мать, позднее, обнявши сестер, также целовала их и отправилась под меч. Мать же нисколько не скорбела о дочери своей, по причине того, что любовь к Всевышнему победила в ней сердечную скорбь и материнскую жалость к детям. она о том только сокрушалась и заботилась, как бы какая-либо из ее дочерей не устрашилась мук и не отошла бы от Господа своего.

И сказала она Вере:

– Я тебя родила, дочь моя, и из-за тебя претерпела болезни. Но ты воздаешь мне за сие благом, умирая за имя Христово и проливая за Него ту самую кровь, которую приняла в моей утробе. Иди к Нему, возлюбленная моя, и обагренная своею кровию, как бы облеченная в багряницу, предстань прекрасной пред очами Жениха твоего, помяни пред ним убогую мать твою и помолись Ему о своих сестрах, чтобы и тех укрепил Он в том же терпении, какое проявляешь ты.

По окончании этого св. Вера усечена была в честную главу и отошла к Главе своей Христу Всевышнему. Мать же, обняв многострадальное тело ее и целуя его, радовалась и славила Христа всевышнего, принявшего дочь ее Веру в небесный Свой чертог.

Тогда нечестивый царь поставил пред собой другую сестру Надежду и сказал ей:

– Любезное дитя! Прими мой совет: я говорю это, любя темя так же, как отец, – поклонись великой Артемиде, чтобы не погибнуть и тебе, как погибла твоя старшая сестра. Ты видела ее страшные муки, видела ее тяжёлую смерть, неужто и ты захочешь так же мучиться. Поверь мне, дитя мое, что я жалею твою молодость; если бы ты послушала моего приказания, я заявил бы тебя своею дочерью.

Святая Надежда отвечала:

– Царь! Разве я не сестра той, которую ты умертвил? Разве я не от одной с нею матери появилась? Не тем же и молоком я вскормлена и не то же ли взяла я крещение, как и святая сестра моя? Я росла вместе с нею и от одних и тех же книг и от одного наставления матери обучилась познавать Всевышнего и Господа нашего Иисуса Христа, верить в Него и Ему одному поклоняться. Не думай, царь, чтобы я действовала и думала в другом случае, и желала не того же, чего и сестра моя Вера; нет, я хочу идти по ее следам. Не медли и не старайся разубеждать меня многими словами, но лучше приступи к самому делу и ты увидишь мое единомыслие с сестрою.

Услыхав такой ответ, царь предал ее на мучение.

Раздев ее до нага, как и Веру, слуги царские долго били ее без всякой жалости, – до тех пор пока не устали. Но она молчала, как бы совсем не чувствуя никакой боли, и только замечала на мать свою блаженную Софию, которая стояла тут, мужественно взирая на страдания своей дочери и моля Всевышнего о том, чтобы Он даровал ей крепкое терпение.

По повелению преступного царя св. Надежда кинута была в пламя и, оставшись невредимою подобно трем отрокам, прославляла Всевышнего. По окончании этого она было повешена и ее строгали железными когтями: тело ее падало кусками и кровь лилась потоком, но от ран исходило чудное благоухание, а на лице ее, ярком и сияющем благодатью голубой . Духа, была улыбка. Св. Надежда стыдила еще мучителя в том, что он не в силах победить терпение такой малолетней отроковицы.

– Христос моя помощь, – сказала она, – и я не только не опасаясь муки, но желаю ее как сладости райской: так приятны для меня страдания за Христа. Тебя же, мучитель, ожидает мука в геенне огненной вместе с бесами, коих ты почитаешь за всевышних.

Такая обращение еще больше раздражила мучителя, и он приказал наполнить котел смолою и маслом, – поджечь его и кинуть в него святую. Но в то время, в то время, когда хотели кинуть святую в кипящий котел, он безотлагательно как воск растопился, а смола и масло разлились и опалили всех окружающих. Так чудодейственная сила Божия не оставляла св. Надежду.

Гордый мучитель, видя всё сие, не хотел познать настоящего Всевышнего, по причине того, что сердце его было омрачено красотой бесовскою и пагубным заблуждением. Но, осмеянный малою отроковицею, он испытывал великий стыд. Не не смотря на то, что долее переносить такой позор, он осудил, наконец, святую на усечение мечом. Отроковица, услыхав о приближении своей смерти, с наслаждением подошла к матери и сказала:

Вера надежда любовь когда праздник

– Мать моя! да будет с тобою мир, будь здрава и поминай дочь свою.

Мать же, обняв, целовала ее, говоря:

– Дочь моя Надежда! Благословенна ты от Господа Всевышнего Вышнего за то, что на Него сохраняешь веру и для Него не жалеешь пролить свою кровь; иди к сестре твоей Вере и вместе с нею предстань к твоему Возлюбленному.

Надежда целовалась также с сестрою своею Любовью, замечавшей на ее мучения, и сказала ей:

– Не оставайся тут и ты, сестра, предстанем совместно пред Святою Троицею.

Сказав сие, она подошла к мёртвому телу сестры своей Веры и, с любовию обняв его, по характерной природе людской жалости, хотела плакать, но по любви ко Христу переменила слезы на радость. По окончании этого, преклонив свою главу, св. Надежда была усечена мечом.

Взяв тело ее, мать прославляла Всевышнего, радуясь мужеству дочерей своих, и побуждала к таковому же терпению своими сладкими словами и умными увещаниями и младшую свою дочь.

Мучитель же призвал третью отроковицу Любовь и старался ласками склонить ее, как и первых двух сестер к тому, чтобы она отошла от Распятого и поклонилась Артемиде. Но напрасны были старания обольстителя. По причине того, что кому же так твердо пострадать за Своего возлюбленного Господа, как не Любви, потому, что и в Писании сказано: крепка, как смерть, любовь… Огромные воды не смогут потушить любви, и реки не зальют ее (Песн.8:6-7).

Не угасили в данный отроковице огня любви к Всевышнему многие воды мирских соблазнов, не потопили ее реки бед и страданий; ее великая любовь особенно ясно видна была из того, что она готова была положить душу свою за своего Возлюбленного, Господа Иисуса Христа, а ведь, нет большей любви, как положить душу свою за друзей (Иоан.15:13).

Мучитель, видя, что ничего нельзя сделать ласками, решил предать на страдания и Любовь, думая разными мучениями отвлечь ее от любви ко Христу, но она отвечала, по Апостолу:

– Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или угнетение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Рим.8:15).

Мучитель приказал, растянув ее по колесу, бить палкой. А растянута она была так, что члены тела ее отделялись от составов своих и она, будучи ударяема палкою, покрылась как багряницею кровию, которою напоялась и земля, как бы от дождя.

Позднее была разожжена печь. Показывая на нее, мучитель сказал святой:

– Дама! скажи хоть только, что огромна – богиня Артемида, и я отпущу тебя, а если не скажешь этого, то сейчас же сгоришь в данной разожженной печи.

Но святая отвечала:

– Велик Всевышний мой Христос, Артемида же и ты с нею погибнете!

Мучитель, разгневанный такими словами, повелел будущим тотчас же ввергнуть ее в печь.

Но святая, не ожидая того, чтобы кто бросил ее в печь, сама поспешила войти в нее и, будучи невредимой, ходила по средине ее, как бы в прохладном месте, поя и благословляя Всевышнего. и радовалась.

Одновременно с этим из печи вылетело пламя на неверных, окружающих печь, и некоторых пожгло в пепел, а иных опалило и, достигнув до царя, обожгло и его, так что он на громадном растоянии бежал.

В печи той были видны и другие сияющие светом лица, каковые ликовали вместе с мученицей. И превозносилось имя Христово, а нечестивые были посрамлены.

Вера надежда любовь когда праздник

В то время, в то время, когда погасла печь, мученица, прекрасная невеста Христова, вышла из нее здравою и весёлой, как из чертога.

Тогда мучители, по повелению царя, провертели члены ее железными буравами, но Всевышний подкреплял святую Своею помощью и в этих муках, так что и от них она не погибла.

Кто бы имел возможность претерпеть таковые мучения и не погиб бы мгновенно?!

Но возлюбленный Жених, Христос, подкреплял святую, чтобы максимально посрамить нечестивых, а ей воздать большую приз, и чтобы крепкая сила Божия прославилась в немощном сосуде людской.

Разболевшийся от ожога мучитель повелел, наконец, усекнуть святую мечом.

Она же, услыхав о сем, радовалась и сказала:

– Господи Иисусе Христе, возлюбивший рабу Твою Любовь, – пою и благословляю многопетое имя Твое за то, что вчиняешь меня вместе с сестрами, сподобив и меня претерпеть за имя Твое то же, что и они претерпели.

Мать ее св. София, не переставая, молилась Всевышнему о младшей дочери своей, чтобы Он даровал ей терпение до конца и сказала ей:

– Третья моя ветвь, чадо мое возлюбленное, подвизайся до конца. ты идешь хорошим способом и для тебя сплетен уже венец и отверзся уготованный чертог, Жених уже ожидает тебя, взирая с высоты на твой подвиг, чтобы, в то время, в то время, когда ты преклонишь под меч свою голову, взять твою чистую и непорочную душу в свои объятия и упокоить тебя с сестрами твоими. Помяните и меня, мать вашу, в царстве Жениха своего, чтобы он оказал милость и мне и не отнять у меня учавствовать и пребывать с вами в славе Его святой.

И тотчас св. Любовь была усечена мечом.

Мать, приняв ее тело, положила его в дорогой гроб вместе с телами святых Веры и Надежды и, украсив тела их как должно, поставила гроб на погребальную колесницу, отвезла их из города на некоторое расстояние и с честью похоронила дочерей на высоком бугре, плача от эйфории. Находясь на могиле их три дня, она усердно молилась Всевышнему и сама почила о Господе. Верующие погребли ее там же вместе с дочерьми. Так и она не лишилась с ними участия в царстве небесном и мученического венчания, по причине того, что если не телом, то сердцем своим и она страдала за Христа.

Так премудрая София и жизнь свою окончила премудро, принеся в Дар Святой Троице трех добродетельных дочерей своих Веру, Надежду и Любовь.

О, святая и праведная София! Какая женщина спаслась чрез чадородие 4 так, как ты, родившая таких детей, кои уневестились Спасителю и, пострадав за Него, на данный момент с Ним царствуют и прославляются? Воистину ты мать, достойная удивления и хорошей памяти; так как, смотря на страшные, тяжёлые муки и смерть возлюбленных своих чад, ты не только не скорбела, как характерно матери, но, утешаемая благодатью Божиею, больше радовалась, сама научила и умоляла дочерей не жалеть временной жизни и без пощады пролить кровь свою за Христа Господа.

Наслаждаясь на данный момент зрением пресветлого Его лика совместно со святыми твоими дочерьми, пошли и нам премудрость, чтобы мы, сохранив добродетели веры, надежды и любви, сподобились предстать Пресвятой, Несозданной и Животворящей Троице и славить Ее во веки столетий. Аминь.

Софии честныя священнейшыя ветви, Вера, и Надежда, и Любовь показавшеся, мудрость обуиша еллинскую 5 благодатию: и пострадавше, и победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех Владыки увязошася.

1 Апостол сравнивает мудрость земную, мирскую с мудрость, которая свыше, т.е. нисходящею от Всевышнего и показывает свойства последней: она свободна от всякой безнравственности и страстности, миролюбива, обожает мир сама и обожает умиротворять всякую вражду; чтобы не нарушать мира, она сама кротко переносит всякие несправедливости; в ней отсутствует страсть к спорам и прениям а также в других пробует она подавить эту страсть покорностью (послушлива), она полна милосердия и хороших дел.

2 Род Его кто изъяснит? – сказано в кн. прор. Исаии (53:8); т. е. происхождение или рождение Иисуса Христа (Его предвечное рождение от Всевышнего Отца и временное – от Пресвятой Девы Марии) никто не в силах достойно изобразить. Эта великая тайна не полностью открыта помимо этого ангелам (см. 1Пет.1:12).

3 См. Филип.2:10. Тут разумеется имя Сына Божия, благодаря коего Христу должны поклоняться все роды существ, небесных и земных, и обитателей преисподней, злых духов.

4 Рождение детей в болезнях было наказанием для дам за грехопадение Евы, но в этом же содержится и условие их спасения. Посему ап. Павел говорит: спасется (супруга) через чадородие (1Тим.2:15), но, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием . Такова и была св. София.

5 Т.е. мудрость языческую обратили в сумасшествие. Ср. Ис.33:18 и 1Кор.1:20; 3:16.