Программа упражнений с собственным весом

Пояснительная записка

Рабочая программа по физической культуре составлена на базе нормативных документов:

— Закона РФ Об образовании, ст. 32 Компетенция и ответственность образовательного учреждения (п.67);

— Концепции модернизации Российского образования;

— Концепции содержания непрерывного образования;

-Комплексной программы физического воспитания обучающихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М. Просвещение, 2008);

-Примерной программы по физической культуре в ходе проекта Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов неспециализированного образования второго поколения, реализуемого Российской академией образования по заказу Минобразования РФ и Федерального агентства по образованию (начальники проекта А.М. Кондаков, Л.П. Кезина. — М. Просвещение, 2010).

В настоящее время выдвинута серьёзная задача – разработка неприятностей формирования нового человека. Одним из аспектов данной ответственной неприятности – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, есть раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка. Успешное решение данной задачи сильно зависит от верной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Совершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста в настоящее время должно осуществляться за счет улучшения взаимосвязи ее основных звеньев и, в первую очередь, ее ключевой формы – урока физической культуры. Нужно усилить выговор на воспитание положительных мотивов, интересов, привычки и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, больше внимания уделять обучению школьников умениям самостоятельно заниматься, воспитанию убеждения в значимости зарядки. Содержание уроков строить так, дабы удовлетворять наиболее актуальные потребности обучающихся в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности.

Предметом обучения физической культуре в начальной школе есть двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В ходе овладения данной деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, деятельно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Логика изложения и содержание рабочей программы всецело соответствуют требованиям Федерального компонента госстандарта начального образования.

Программа упражнений с собственным весом

Уровень изучения учебного материала базовый. Она создана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных изюминок младших школьников

УМК учителя- Государственная программа доктора педагогических наук В.И.Лях Комплексная программа физического воспитания обучающихся 1–11 классов, 2009 г.

УМК обучающегося:

-Мой приятель-физкультура. 1-4 классы, под ред. В.И.Лях – М. Просвещение, 2006.

-Ура, физкультура! 2-4 классы, под ред. Е.Н.Литвинов, Г.И.Погадаев — М.Просвещение, 2006.

Уровень программы-базовый стандарт.

В соответствии с базовым учебным замыслом на занятие физической культурой отводится 3 часа в неделю всего часов в 1 классе,во 2-4 кассах.

Черта изюминок (т.е. отличительные черты) программы: в соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в начальной школе есть двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В ходе овладения данной деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и деятельно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.

Учитывая эти особенности, предлагаемая программа по физической культуре для обучающихся начальной школы ориентируется на решение следующих целей и задач:

целью программы — формирование у обучающихся начальной школы баз здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности при помощи освоения двигательной деятельности.

Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

упрочнение здоровья школьников при помощи развития физических качеств и увеличения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

совершенствование крайне важных навыков и умений при помощи обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

формирование неспециализированных представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в упрочнении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

развитие интереса к независимым занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

обучение несложным методам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Программа направлена на:

-реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными изюминками обучающихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, региональными климатическими условиями .

-реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, изюминок формирования познавательной и предметной активности обучающихся;

— соблюдение дидактических правил от известного к малоизвестному и от несложного к сложному, ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике постепенного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в независимой деятельности;

— расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

— усиление оздоровительного результата, достигаемого в ходе активного применения школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, независимых занятиях физическими упражнениями.

Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе есть освоение обучающимися баз физкультурной деятельности. Помимо этого, предмет Физическая культура содействует формированию личностных качеств обучающихся и есть средством формирования у обучающихся универсальных свойств (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных итогах образовательного процесса и деятельно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета Физическая культура.

Универсальными компетенциями обучающихся на этапе начального неспециализированного образования по физической культуре являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и применять средства с целью достижения ее цели;

— умения деятельно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении неспециализированных целей;

— умения доносить данные в доступной, эмоционально-яркой форме в ходе общения и сотрудничества со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— деятельно включаться в общение и сотрудничество со сверстниками на правилах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и руководить своими чувствами в разных (нестандартных) обстановках и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать благородную помощь своим сверстникам, находить с ними неспециализированный язык и неспециализированные интересы.

Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на базе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при исполнении учебных заданий, отбирать методы их исправления;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на правилах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— снабжать защиту и сохранность природы на протяжении активного отдыха и занятий физической культурой;

— организовывать независимую деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в ходе ее исполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и методы их улучшения;

Программа упражнений с собственным весом

— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические показатели в движениях и передвижениях человека;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными примерами;

— руководить чувствами при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

— технически верно делать двигательные действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с применением средств физической культуры;

— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

— воображать физическую культуру как средство упрочнения здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

— измерять (познавать) личные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при исполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно растолковывать ошибки и методы их устранения;

— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

— аккуратно обращаться с инвентарем и оборудованием, выполнять требования техники безопасности к местам проведения;

— организовывать и проводить занятия физической культурой с различной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и делать их с заданной дозировкой нагрузки;

— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность на протяжении занятий по формированию физических качеств;

— взаимодействовать со сверстниками правильно проведения подвижных игр и соревнований;

— в доступной форме растолковывать правила (технику) исполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, действенно их исправлять;

— подавать строевые команды, вести подсчет при исполнении общеразвивающих упражнений;

— находить отличительные особенности в исполнении двигательного действия различными учениками, выделять отличительные показатели и элементы;

— делать акробатические и гимнастические комбинации на большом техничном уровне, характеризовать показатели техничного выполнения;

— делать технические действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности;

— делать крайне важные двигательные навыки и умения разными методами, в разных изменяющихся, вариативных условиях.

Структура и содержание рабочей программы

Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: Знания о физической культуре, Методы двигательной деятельности и Физическое совершенствование.

Содержание раздела Знания о физической культуре отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические базы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические базы деятельности); знания об обществе (историко-социологические базы деятельности).

Раздел Методы двигательной деятельности содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих методах организации, выполнения и контроля.

Содержание раздела Физическое совершенствование ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и упрочнение здоровья. Данный раздел включает крайне важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, и общеразвивающие упражнения с разной функциональной направленностью.

Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, каковые представляются соответствующими тематическими разделами: Гимнастика с базами акробатики, Легкая атлетика, Подвижные и спортивные игры, Лыжные гонки. При любой тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, каковые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.

В содержание настоящей программы кроме этого входит относительно независимый раздел Общеразвивающие упражнения. В данном разделе предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы в разделов по показателям функционального действия на развитие основных физических качеств. Такое изложение материала разрешает преподавателю отбирать физические упражнения и объединять их в разные комплексы, планировать динамику нагрузок и снабжать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных изюминок обучающихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения разных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.

При планировании учебного материала программы в соответствии с САНПИН (температурный режим), заменять тему Лыжные гонки на углубленное освоение содержания тем Спортивные игры, Подвижные игры

Преподаватель физической культуры в праве вводить в учебный процесс дополнительные темы, сокращать либо упрощать предлагаемый в программах учебный материал, наряду с этим преподавателю нужно избегать учебных перегрузок обучающихся, не нарушая логику распределения программного содержания, не выходить за рамки Требований Государственного образовательного стандарта .

В следствии освоения предметного содержания дисциплины Физическая культура у обучающихся увеличивается уровень физического развития, улучшается общее состояние организма, формируются неспециализированные и специфические учебные умения, методы познавательной и предметной деятельности.

В разделе Тематическое планирование излагаются темы основных разделов программы и приводятся характеристики деятельности обучающихся. Данные характеристики ориентируют учителя физической культуры на результаты педагогического процесса, каковые должны быть взяты в конце освоения содержания учебного курса.

В программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, возможно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, базам организации и проведения независимых занятий физическими упражнениями.

Со своей стороны, материал по методам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.

К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и независимые занятия физическими упражнениями.

Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

На уроках с образовательно-познавательной направленностью обучающихся знакомят со методами и правилами организации независимых занятий, обучают навыкам и умениямпо организации и проведению независимых занятий с применением ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использоватьучебники по физической культуре, особенно те их разделы,каковые касаются изюминок исполнения самостоятельныхзаданий либо независимого закрепления разучиваемых физических упражнений.

Уроки с образовательно-предметной направленностью употребляются по большей части для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжных гонок и плавания. На этих уроках обучающиеся кроме этого осваивают новые знания, но лишь те, каковые касаются предмета обучения (к примеру, наименование упражнений либо описание техники их исполнения и т. п.).

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью в основном употребляются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно твёрдой регламентации динамики физической нагрузки отначала урока до окончания его основной части. Кроме целенаправленного развития физических качеств, на уроках собразовательно-тренировочной направленностью необходимоформировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и еевлиянии на развитие систем организма. Кроме этого на этих урокахобучают методам регулирования физической нагрузки и методам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).

В целом любой из этих типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в исполнение независимых заданий.

Получаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе независимых занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и на протяжении прогулок, дополнительных занятиях. Наряду с этим, развивая самостоятельность,

нужно ориентировать обучающихся на применение учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры либо на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в книжках по физической культуре. Методом увеличения самостоятельности и познавательной активности обучающихся достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической заботе о своем теле и здоровье.

Формированию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздничных дней. Они особенно действенны, в случае если в базе их содержания употребляются упражнения, подвижные игры, методы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры.

Для полной реализации программы нужно неизменно усиливать материально-техническую и учебно-спортивную базу, систематично проводить спортивные соревнования и показательные выступления для каждой возрастной группы обучающихся.

По окончании курса Физическая культура проводится аттестация обучающихся, содержание которой включает в себя учебные задания, разрабатываемые в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта неспециализированного образования и настоящей примерной программой.

Знания о физической культуре

Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по упрочнению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как крайне важные методы передвижения человека.

Правила предупреждения травматизма на протяжении занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.

Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Черта основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.

Физическая нагрузка и ее влияние на увеличение частоты сердечных сокращений.

Методы физкультурной деятельности

Независимые занятия. Составление режима дня. Исполнение несложных закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования верной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

Независимые наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений на протяжении исполнения физических упражнений.

Независимые игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и спортивных залах).

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.

Комплексы упражнений на развитие физических качеств.

Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

Гимнастика с базами акробатики.

Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; исполнение строевых команд.

Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.

Акробатические комбинации. К примеру: 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.

Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.

Гимнастическая комбинация. К примеру, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение, через вис сзади согнувшись со сходом вперед ноги.

Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.

Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья иперелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамье.

Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из различных исходных положений; челночный бег; большой старт с последующим ускорением.

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;

Броски: громадного мяча (1 кг) на дальность различными методами.

Метание. малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъемы; торможение.

Подвижные и спортивные игры.

На материале гимнастики с базами акробатики: игровые задания с применением строевых упражнений, упражнений на внимание, силу,ловкость и координацию.

На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.

На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.

На материале спортивных игр:

Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.

Баскетбол: особые передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.

Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

Общеразвивающие упражнения

* Данный материал употребляется для развития основных физических качеств и планируется преподавателем в зависимости от задач урока и логики прохождения материала.

На материале гимнастики с базами акробатики

Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; выкруты с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стены и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя большое сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); личные комплексы по формированию гибкости.

Развитие координации: произвольное преодоление несложных препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамье, низкому гимнастическому бревну с изменяющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа ласточка на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в различных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.

Формирование осанки. ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для упрочнения мышечного корсета.

Развитие силовых свойств: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с применением веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и возрастающим отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамье в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамью; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх-вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах.

На материале легкой атлетики

Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание маленьких отрезков из различных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.

Развитие быстроты: повторное исполнение беговых упражнений с большой скоростью с большого старта, из различных исходных положений; челночный бег; бег с горки в большом темпе; ускорение из различных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в большом темпе, из различных исходных положений, с поворотами.

Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с большой скоростью на расстояние 30 м (с сохраняющимся либо изменяющимся промежутком отдыха); бег на расстояние до 400 м; равномерный 6_минутный бег.

Развитие силовых свойств: повторное исполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15–20 см); передача набивного мяча (1 кг) в большом темпе, по кругу, из различных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из различных исходных положений и разными методами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное исполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и

левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на различной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.

На материале лыжных гонок

Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с трансформацией поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге по окончании двух-трех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов на протяжении спуска в низкой стойке.

Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных расстояний.

Учебно- тематический замысел 1-4 классов(3 часа в неделю)

1 класс

Знания о физической культуре

Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Происхождение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как крайне важные методы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.

Методы физкультурной деятельности

Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры на протяжении прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования верной осанки и развития мышц туловища.

Физическое совершенствование

Гимнастика с базами акробатики

Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; исполнение основной стойки по команде Смирно!; исполнение команд Вольно!, Равняйсь!, Шагом марш!, На месте стой!; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам Налево! и Направо!; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.

Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (посредством); перекаты назад из седа в группировке и обратно (посредством); перекаты из упора присев назад и боком.

Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по наклонной гимнастической скамье; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (посредством).

Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из различных исходных положений и с различным положением рук.

Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.

Броски: громадного мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.

Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стенке.

Организующие команды и приемы: Лыжи на плечо!, Лыжи под руку!, Лыжи к ноге!, На лыжи становись!; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.

Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом.

Повороты переступанием на месте.

Спуски в основной стойке.

Подъемы ступающим и скользящим шагом.

На материале раздела Гимнастика с базами акробатики: У медведя во бору, Раки, Тройка, Бой петухов, Совушка, Салки-догонялки, Альпинисты, Змейка, Не урони мешочек, Петрушка на скамье, Пройди очень тихо, Через холодный ручей 2; игровые задания с применением строевых упражнений типа: Становись — разойдись, Смена мест.

На материале раздела Легкая атлетика: Не оступись, Пятнашки, Волк во рву, Кто стремительнее, Горелки, Рыбки, Салки на болоте, Пингвины с мячом, Быстро по местам, К своим флажкам, Точно в мишень, Третий лишний.

На материале раздела Лыжная подготовка: Охотники и олени, Встречная эстафета, Сутки и ночь, Попади в ворота, Кто продолжительнее прокатится, На буксире.

На материале раздела Спортивные игры:

Футбол: удар внутренней стороной стопы (щечкой) по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу; подвижные игры типа Правильная передача.

Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: Кинь — поймай, Выстрел в небо, Охотники и утки.

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

2 класс

Знания о физической культуре

Происхождение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).

Методы физкультурной деятельности

Исполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; исполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями на протяжении прогулок. Измерение длины и массы тела.

Физическое совершенствование

Гимнастика с базами акробатики

Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде Кругом! Раз-два; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с различной расстоянием и темпом, по диагонали и противоходом.

Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.

Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.

Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с трансформацией частоты шагов.

Броски громадного мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы.

Метание малого мяча на дальность из-за головы.

Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой.

Передвижения на лыжах: попеременный двухшажный движение.

Спуски в основной стойке.

На материале раздела Гимнастика с базами акробатики: Волна, Неудобный бросок, Конники-спортсмены, Отгадай, чей голос, Что изменилось, Посадка картофеля, Прокати стремительнее мяч, эстафеты типа: Веревочка под ногами, Эстафеты с обручами.

На материале раздела Легкая атлетика: Точно в мишень, Вызов номеров, Шишки – желуди – орехи, Невод, Заяц без дома, Пустое место, Мяч соседу, Космонавты, Мышеловка.

На материале раздела Лыжные гонки: Проехать через ворота, Слалом на санках, Спуск с поворотом, Подними предмет (на санках), Кто стремительнее взойдет на горку, Кто дальше скатится с горки (на лыжах).

На материале раздела Спортивные игры:

Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: Гонка мячей, Метко в цель, Слалом с мячом, Футбольный бильярд, Бросок ногой.

Баскетбол: особые передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: Мяч среднему, Мяч соседу, Бросок мяча в колонне.

Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; особые движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: Волна, Неудобный бросок.

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

3 класс

Знания о физической культуре

Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма (обливание, душ).

Методы физкультурной деятельности

Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости на протяжении лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных сокращений на протяжении и по окончании исполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований.

Гимнастика с базами акробатики

Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.

Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по канату (3 м) в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне.

Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги.

Передвижения на лыжах: одновременный двухшажный движение, чередование одновременного двухшажного с попеременным двухшажным.

На материале раздела Гимнастика с базами акробатики: Парашютисты, Догонялки на марше, Увертывайся от мяча.

На материале раздела Легкая атлетика: Защита упрочнения, Стрелки, Кто дальше кинет, Ловишка, поймай ленту, Метатели.

На материале раздела Лыжная подготовка: Стремительный лыжник, За мной.

На материале спортивных игр:

Футбол: удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м, длиной до 7 – 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7 – 8 м) мишень; ведение мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные игры: Передал — садись, Передай мяч головой.

Баскетбол: особые передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении около стоек (змейкой), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: Попади в кольцо, Гонка баскетбольных мячей.

Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх; нижняя прямая подача; подвижные игры: Не давай мяча водящему, Круговая лапта.

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

4 класс

Знания о физической культуре

История развития физической культуры в России в XVII – XIX вв. ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Черта основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и длительности исполнения упражнения, трансформации величины отягощения. Правила предупреждения травматизма на протяжении занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).

Методы физкультурной деятельности

Несложные наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки на протяжении исполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.

Гимнастика с базами акробатики

Акробатические упражнения: акробатические комбинации, к примеру: мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.

Гимнастические упражнения прикладного характера: опорный прыжок через гимнастического козла — с маленького разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях, переход в упор присев и соскок вперед; из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперед ноги.

Прыжки в высоту с разбега методом перешагивание.

Передвижения на лыжах: одновременный какое количество движение; чередование изученных ходов на протяжении передвижения по дистанции.

На материале раздела Гимнастика с базами акробатики: задания на координацию движений типа: Радостные задачи, Запрещенное движение (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела).

На материале раздела Легкая атлетика: Подвижная цель.

Программа упражнений с собственным весом

На материале раздела Лыжные гонки: Куда укатишься за два шага.

На материале раздела Плавание: Торпеды, Гонка лодок, Гонка мячей, Паровая машина, Водолазы, Гонка катеров.

На материале спортивных игр:

Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощенным правилам (Мини-футбол).

Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди по окончании ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам (Мини-баскетбол).

Волейбол: передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на месте по окончании маленьких перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, игра в Пионербол.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ:

Понятие о физической культуре.

Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по упрочнению здоровья человека.

Основные методы передвижения человека.

Ходьба, бег, прыжки, лазанье, перелазанье, ходьба на лыжах, плавание как крайне важные методы передвижения человека.

Правила предупреждения травматизма на протяжении занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Определять и коротко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными и

Выявлять различия в основных методах передвижения человека.

Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма.

Определять состав спортивной одежды в зависимости от времени года и погодных условий

Формирование умений осознанного построения речевого высказывания в устной форме

Отвечать на простые вопросы учителя, находить необходимую информацию в книжке и дополнительной литературе

Формирование действия моделирования

Принимать участие в диалоге на уроке

Умение слушать и понимать других

Овладение свойством принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для упрочнения здоровья человека (физического, социального и психического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации.

Формирование целостного, социально ориентированного взора на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Из истории физической культуры (4 ч)

Происхождение первых соревнований.

Зарождение Олимпийских игр.

История развития физической

культуры и первых соревнований.

Зарождение физической культуры на территории Древней Руси.

Развитие физической культуры в России в Х VII —Х I Х вв.

Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью

Пересказывать тексты по истории физической культуры.

Понимать и раскрывать

связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью человека

Формирование умений осознанного построения речевого высказывания в устной форме

Отвечать на простые вопросы учителя, находить необходимую информацию в книжке и дополнительной литературе

Принимать участие в диалоге на уроке

Умение слушать и понимать других

Овладение свойством принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Овладение начальными сведениями о сущности и изюминках объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Формирование эмоции гордости за отчизну, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; формирование уважительного отношения к культуре других народов.

Формирование целостного, социально ориентированного взора на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур

Физические упражнения (4 ч)

Представление о физических упражнениях.

Физические упражнения, их

влияние на физическое развитие

и развитие физических качеств.

Представление о физических качествах.

Черта основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.

Общее представление о физическом развитии.

Общее представление о физической подготовке.

Программа упражнений с собственным весом

Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств.

Что такое физическая нагрузка.

Правила контроля за нагрузкой по частоте сердечных сокращений.

Физическая нагрузка и её влияние на увеличение частоты сердечных сокращений.

Различать упражнения по

действию на развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость).

Выявлять темперамент зависимости частоты сердечных сокращений от изюминок исполнения физических упражнений

Формирование умений осознанного построения речевого высказывания в устной форме

Отвечать на простые вопросы учителя, находить необходимую информацию в книжке и дополнительной литературе

Принимать участие в диалоге на уроке

Умение слушать и понимать других

Овладение свойством принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее действенные методы достижения результата.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и эмоций.

Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

Методы физкультурной деятельности (12 ч)

В следствии освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета Физическая культура обучающиеся 2 класса должны:

— о зарождении древних Олимпийских игр;

— о физических качествах и неспециализированных правилах определения уровня их развития;

— о правилах проведения закаливающих процедур;

— об осанке и правилах применения комплексов физических упражнений для формирования верной осанки;

— определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости);

— вести наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;

— делать закаливающие водные процедуры (обтирание);

— делать комплексы упражнений для формирования верной осанки;

— делать комплексы упражнений для развития точности метания малого мяча;

— делать комплексы упражнений для развития равновесия;

· демонстрировать уровень физической подготовленности (см. табл. 2).

В следствии освоения обязательного минимума содержания учебного предмета Физическая культура обучающиеся 3 класса должны:

— о физической культуре и ее содержании у народов Древней Руси;

— о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;

— об изюминках игры в футбол, баскетбол, волейбол;

— составлять и делать комплексы общеразвивающих упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и координации;

— делать комплексы общеразвивающих и подводящих упражнений для освоения технических действий игры в футбол, баскетбол и волейбол;

— проводить закаливающие процедуры (обливание под душем);

— составлять правила элементарных соревнований, выявлять отличных показателей в развитии силы, быстроты и координации в ходе соревнований;

— вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений на протяжении исполнения физических упражнений;

· демонстрировать уровень физической подготовленности (см. табл. 3).

В следствии освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета Физическая культура обучающиеся IV класса должны:

· знать и иметь представление:

— о роли и значении занятий физическими упражнениями в подготовке солдат в русской армии;

— о физической подготовке и ее связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения;

— о физической нагрузке и методах ее регулирования;

— о обстоятельствах происхождения травм на протяжении занятий физическими упражнениями, профилактике травматизма;

— вести дневник самонаблюдения;

— делать несложные акробатические и гимнастические комбинации;

— подсчитывать частоту сердечных сокращений при исполнении физических упражнений с различной нагрузкой;

— делать игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе, играться по упрощенным правилам;

— оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах, легких ушибах и потертостях;

· демонстрировать уровень физической подготовленности (см. табл. 4).

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

При оценивании успеваемости учитываются личные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия болезней обучающихся.

Классификация ошибок и недочетов, воздействующих на понижение оценки

Небольшими ошибками считаются такие, каковые не воздействуют на уровень качества и итог исполнения. К небольшим ошибкам по большей части относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, заступ при приземлении.

Большие ошибки – это такие, каковые не приводят к особому структуры движений, но воздействуют на уровень качества исполнения, не смотря на то, что количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К большим ошибкам относятся:

— старт не из требуемого положения;

— отталкивание на большом растоянии от планки при исполнении прыжков в длину, высоту;

— бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;

— несинхронность исполнения упражнения.

Неотёсанные ошибки – это такие, каковые искажают технику движения, воздействуют на уровень качества и итог исполнения упражнения.

Черта цифровой оценки (отметки)

Оценка 5 выставляется за качественное исполнение упражнений, допускается наличие небольших ошибок.

Оценка 4 выставляется, в случае если допущено не более одной большой ошибки и пара небольших.

Оценка 3 выставляется, в случае если допущены две большие ошибки и пара неотёсанных. Но ученик при повторных исполнениях может улучшить итог.

Оценка 2 выставляется, в случае если упражнение просто не выполнено. Обстоятельством невыполнения есть наличие неотёсанных ошибок.

В 1 – 4 классах оценка за технику ставится только при исполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) нужно учитывать итог: секунды, количество, длину, высоту.

Формирование универсальных учебных действий:

· Ценностно-смысловая ориентация обучающихся,

· Умение высказывать свои мысли,

· Разрешение распрей, постановка вопросов.

· Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

· Планирование сотрудничества с преподавателем и сверстниками.

· Построение высказываний в соответствии с условиями коммутации.

· оценка качества и уровня усвоения.

· Контроль в форме сличения с эталоном.

· Планирование промежуточных целей с учетом результата.

Познавательные универсальные действия:

· Умение структурировать знания,

· Выделение и формулирование учебной цели.

· Поиск и выделение нужной информацим

· Синтез, как составление целого из частей

Требования к уровню подготовки обучающихся (повышенный уровень)

Умение применить свои навыки в соревновательной деятельности на внешнем уровне.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Начальное образование значительно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. Вследствие этого и оснащение учебного процесса на данной образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса Физическая культура в частности.

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным изюминкам младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в ходе занятий.

Наиболее значимое требование ? безопасность физкультурного оборудования. Для исполнения его нужно обеспечить прочную установку снарядов, верную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стены и др.). Чтобы не было травм они должны быть хорошо отполированы. Железные боеприпасы делаются с закруглёнными углами. Уровень качества снарядов, устойчивость, прочность проверяется преподавателем перед уроком.